Часть I
Жизненный путь
св. Арнольда Янссена
"Я всегда мечтал сделать для Церкви нечто большее"
1
Родина св. Арнольда
Родина Арнольда Янссена – немецкий город Гох в Северной Вестфалии на границе с Голландией. По стечению обстоятельств, первый миссионерский дом Общества Слова Божьего будет основан недалеко от его дома, буквально в 40 километрах. Св. Арнольд, создавший одну из крупнейших монашеских конгрегаций и живущий миссионерским духом, фактически так никогда и не покинул своих родных мест.

Рядом с Гохом находились два важных религиозных центра. Первый из них - Кевелар. Этот небольшой тихий городок до сих пор является популярным местом паломничества немцев и голландцев. Здесь находится санктуарий чудотворной иконы Богородицы Утешения. Он был построен в 1654 г. купцом Хендриком Бусманом, которому Богородица сказала, что на это месте он должен воздвигнуть часовню в Ее честь. Ежегодно через Гох проходили группы пеших паломников, направлявшихся к этой местной святыне.

Еще ниже на юг расположился город Кемпен, родина Фомы Кемпийского, автора книги «Подражание Христу». В католических кругах эта книга считается второй по популярности после Библии. Она выдержала множество переизданий и была переведена на самые разные языки мира. Фома Кемпийский написал свой трактат в первой половине XV в., и книга немедленно завоевала популярность у верующих. «Подражание Христу» состоит из 4 разделов, содержащих достаточно подробные советы относительно духовной жизни человека в русле течения «Нового благочестия». Члены этого движения, к которым принадлежал и сам Фома Кемпийский, стремились не просто исполнять предписываемые Церковью обряды, а прежде всего возвратиться к содержанию веры и воплотить её в жизнь.
2
Детство и юношество
св. Арнольда
Св. Арнольд родился в небогатой католической семье 5 ноября 1837 года. Он был вторым ребенком из восьми (в семье было пять мальчиков и три девочки). Родители были очень набожными людьми. Отец семейства Герхард Янссен (Gerhard Janssen) работал фермером и перевозчиком не только на территории Германии, но и Голландии. Потому вся семья свободно владела голландским языком. Каждый третий понедельник Герхард обязательно посещал Мессу в честь Святого Духа, а перед вечерней молитвой Розария каждый день читал пролог Евангелия от Иоанна (1:1-18):
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Дом о. Арнольда в современном г. Гохе, Германия
Обе этих черты личной духовности отца оказали огромное влияние на Арнольда и всю харизму основанных им конгрегаций, вплоть до названий.

Мать Арнольда Анна Катарина руководила домашним хозяйством и воспитывала детей, но при этом почти каждый день находила время на утреннюю Мессу. Когда у нее удивленно спрашивали, как это она все успевает, Анна отвечала: «Если я не хожу на Мессу, то именно тогда ничего не успеваю».

Анна Катарина Янссен
Кроме Арнольда, стезю служения Церкви избрали два его брата, Вильгельм и Йоханнес. Вильгельм вступил в орден капуцинов и впоследствии некоторое время помогал в миссионерском доме в Штейле. А про самого младшего брата, Йоханнеса, святой говорил, что его послал ему Сам Бог. Йоханнес также, как и Арнольд, избрал путь священства, и старший брат оплачивал его обучение. После же открытия миссионерского дома он вступил в конгрегацию и вскоре возглавил второй монастырь вербистов под Веной.
Арнольд еще ребенком стал служить при алтаре, и викарий прихода отец Генрих Руйтер (Henrich Ruiter) заметил ответственность, с которой мальчик подходил к исполнению своих обязанностей. «С детства я хотел сделать что-то большее для Бога, Церкви и людей», - говорил св. Арнольд. Например, его семья жила недалеко от церкви, и он всегда охотно сопровождал священника, несущего Причастие больному.

Отцу Генриху понравилась такая любовь мальчика к церковному служению, и он предложил родителям Арнольда отправить его на обучение, чтобы он смог стать священником.

В те времена бесплатное государственное образование ограничивалось 4 классами, а последующее обучение стоило немалых денег. Родители честно признались священнику, что они не в состоянии найти такие деньги, но чудесным образом все сложилось как нельзя лучше, и Арнольд уехал в младшую семинарию в Гаэсдонк (Gaesdonk). Домой он приезжал всего три раза в год на каникулы, но всегда поддерживал с связь с семьей через письма. Во время обучения в Collegium Augustianium Арнольд проникся любовью к математике и естественным наукам. Именно эти предметы он избрал как свой профиль в университете Бонна. В Боннский Университет Арнольд поступал, твердо осознавая, что хочет стать священником, но свое призвание он видел в преподавании в школе. В те времена священники обучали не только Закону Божьему, но и обычным предметам. После получения диплома преподавателя основатель продолжил свое обучение в Мюнстере. Там он поступил в семинарию и 15 августа 1860 года был рукоположен в священники.

Свою любовь к обучению и науке Арнольд передал и своей конгрегации. Вербисты не только несут Слово Божье, но и изучают обычаи и нравы жителей тех стран, где они работают. Среди братьев много не только богословов, но и антропологов и этнографов.
3
После университета: «школьные» годы и Апостольство молитвы
После рукоположения молодой священник Арнольд Янссен отправился в город Бохольт, где в течение 12 лет обучал детей математике и естественным наукам и помогал в местном приходе. Преподаватели и ученики вспоминают его как человека молитвы и очень строгого и взыскательного учителя, который прекрасно знал материал и мог донести его до аудитории, но который не мог достучаться до сердец детей. Несмотря на большую занятость, Янссена не покидало чувство, что он должен сделать что-то большее для Церкви. Через четыре года после назначения в Бохольт он познакомился с движением Апостольство молитвы.
Школа имени Арнольда Янссена в г. Бохольд
Апостольство молитвы было создано 3 декабря 1844 г. французскими профессорами и студентами, принадлежавшими к Обществу Иисуса. Иезуиты хотели, чтобы, участвуя в этом движении, обычные миряне углубили свою духовную жизнь с помощью практики совместной молитвы. В центре духовности движения находился культ Святейшего Сердца Иисуса.

Несмотря на то, что почитание Святейшего Сердца Иисуса можно найти уже в раннем христианстве, этот вид благочестия получил распространение в Новое время и связан с именем французской монахини Маргариты-Марии Алакокиз ордена Посещения Пресвятой Девы Марии. В конце XVII в., с 1673 по 1675 гг., ей являлся Иисус, на груди Которого было видно Его Сердце. Господь разговаривал с ней и во время этих видений передал монахине 12 Своих обещаний:

Немецкий знак Апостольства Молитвы
(By Nichole Rustad - University of Dayton Libraries, CC BY-SA 4.0)
1
Почитающим Мое Святейшее Сердце Я дарую любые необходимые благодать и помощь, согласно их жизненным обстоятельствам.
2
В их семьях Я установлю и сохраню мир.
3
Я утешу их в любых печалях.
4
Я буду для них надежным прибежищем в жизни и, особенно, в смертный час.
5
Я изолью обильные благословения на все их труды и начинания.
6
Грешники найдут в Моем Сердце неисчерпаемый источник милосердия.
7
Благодаря этой форме благочестия теплохладные души станут ревностными.
8
Ревностные души быстро достигнут высот совершенства.
9
Мое благословение пребудет там, где будет почитаться образ Святейшего Сердца.
10
Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать даже самые черствые сердца.
11
Имена тех, кто распространяет эту форму благочестия, будут навсегда запечатлены в Моем Сердце.
12
Всем, кто будет причащаться в первую пятницу девять месяцев подряд, я дарую благодать сохранить веру до конца и обрести вечное спасение.
Долгое время единственным союзником Маргариты-Марии был иезуит о. Клод де ла Коломбьер. Постепенно почитание Святейшего Сердца Иисуса распространялось по Европе, но официальное признание Церкви культ получил только спустя 75 лет после смерти св. Маргариты-Марии: был утвержден специальный чин мессы в честь Святейшего Сердца Иисуса. Однако долгое время это благочестие оставалось «частным» делом монастырских и приходских общин. В 1856 г. папа Пий VI сделал праздник Святейшего Сердца Иисуса, который отмечается в первую пятницу после праздника Тела и Крови Христовых, обязательным для всей Церкви, а папа Лев XIII в 1889 г. возвел его в ранг торжества.

Сердце Иисуса олицетворяет Божественную Любовь, и ответом на нее становится наша молитва. Члены Апостольства молитвы хотели объединить в молитве как можно больше людей и для этого стали выпускать журнал «Посланник Святейшего Сердца Иисуса. Именно с этого журнала и началось знакомство Арнольда с этим движением. Уже через год, в 1867 г., он был назначен ответственным за дело Апостольства молитвы в епархии Мюнстера.

Янссен очень активно включился в работу. Он не только много путешествовал по разным приходам и рассказывал про движение, но и самостоятельно делал небольшие молитвенные карточки для групп «Живого Розария» и листовки. Позже, во время пребывания в Кемпене, основатель начал выпуск журнала «Маленький посланник Святейшего Сердца Иисуса».
К концу 80-х гг. Апостольство молитвы стало очень популярным, и его идею «подхватили» Папы Римские. Первым был папа Лев XIII, предложивший свою личную интенцию для молитвы, а папа Пий XI добавил еще одну - миссионерскую. По сегодняшний день епископы Рима каждый месяц публикуют молитвенные интенции для всей Церкви. Есть даже шутка, что теперь Апостольство молитвы стало личной молитвенной группой Папы.
Арнольд хотел все больше и больше времени посвящать молитвенному движению. Потому он пошел к своему епископу просить об увольнении из школы, где преподавал. Но епископ сказал ему, что Провидение Божье хочет видеть его, Арнольда, в школе. Священник смирился и продолжил свою работу в Бохольте.

Покинуть должность преподавателя Янссену «помогла» Дева Мария. Школа в Бохольте официально была католической, хотя в ней учились также протестанты и иудеи. Арнольд захотел посвятить саму школу Пресвятой Богородице и установить Ее статую в холле. Сначала ему дали разрешение на сбор денег, но, когда статуя уже была куплена, руководство школы решило, что подобное действие может разрушить царящий в школе мир. Арнольду предлагали повесить распятие, но он упрямо стоял на своем. После полутора лет споров Янссен решил еще раз попытать счастье у епископа, хотя друзья и знакомые были настроены крайне скептически: епископ уже один раз отказал Арнольду, так почему он должен согласиться сейчас? По дороге основатель посещал различные приходы и раздавал свои листовки Апостольства молитвы.

На этот раз епископ без лишних слов разрешает ему покинуть пост преподавателя, и осенью 1873 года Арнольд покидает школу в Бохольте. Статую Девы Марии, из-за которой разгорелся конфликт, он оставил одному семейству в городе, а сама школа сегодня носит его имя.

Приобретенный преподавательский опыт был крайне важен для основателя и пригодился ему в будущем, когда конгрегация стала организовывать свои собственные младшие семинарии. Там преподавал и св. Арнольд, и теперь он был более любим своими учениками.