светлана козлова
Крещение и церковное почитание русской княгини Ольги
Ольга (др. рус. – Вольга, др. сканд. – Хельга) – древнерусская княгиня, правившая в X веке. Наиболее часто упоминаемыми датами событий в жизни Ольги являются следующие: рождение – по разным данным от 890 до 928 г., брак с князем Игорем Рюриковичем – 903 г., рождение сына Святослава Игоревича – 942 г., вдовство в связи с гибелью мужа – 945 г., правление в качестве регента при малолетнем сыне – 945-960 гг., поход по русским землям для проведения хозяйственных преобразований – 947 г., смерть – 969 г. Ее биографические данные весьма противоречивы. Это связано, прежде всего, с тем, что наиболее упорядоченное, систематизированное описание исторических событий началось на Руси в XII веке с появлением Повести временных лет. Кроме этого источника, который полностью не сохранился до наших дней, древнерусские исторические события отражены в Лаврентьевской, Ипатьевской, Новгородской, Софийской, Псковской, Патриаршей (Никоновской) и др. летописях. Хотя летописание велось в монастырях, являвшихся средоточием духовности и знаний, и считалось официальным, информация из летописных документов многократно подвергалась серьезной критике в более поздних историографических исследованиях. Так, например, Повесть временных лет характеризуется как неоднородная, содержащая фрагменты, написанные в разные периоды, ее тексты включают фольклор, церковную публицистику, правовые документы и т.п. Авторство элементов летописи принадлежит множеству лиц. Таким образом, летопись, ее литературная форма, идейное содержание накапливались постепенно, меняясь под влиянием веяний своего времени. В данной связи противоречивые факты из жизни княгини Ольги, в т.ч. дата ее собственного рождения, брака, рождения сына Святослава, содержащиеся в различных источниках, заставляют выстраивать многочисленные версии причин и следствий развития исторических событий. Не является исключением и крещение княгини.

В отношении принятия Ольгой христианства существуют мнения, сводящиеся как политическим мотивам, так и частному характеру принятия этого Таинства. Однако учитывая, что Ольга и как супруга князя Игоря, и как регент при Святославе постоянно находилась в центре государственного управления отделять частные мотивы от политических, и тем более, отдавать им первенство неуместно.

Одной из версий является принятие Ольгой христианства еще до смерти мужа. Историк М.Ю. Брайчевский указывает на то, что князь Игорь не был истовым язычником, для которого в принципе была неприемлема христианская вера. Скорее, он отличался веротерпимостью, о чем свидетельствует договор с греками 944 г., где христиане и язычники фигурируют как равноправные. Автор предполагает, что Игорь сам принял крещение вместе с женой в этом же 944 г. [1].

Часть фрески Свято-Владимирского кафедрального собора в Киеве
Наиболее распространенной версией крещения княгини является т.н. византийская. Согласно Повести временных лет это событие произошло в 955 г. (по иным данным – в 957 г.) в Константинополе. Ольгу крестил император Константин VII Багрянородный вместе с патриархом Феофилактом. В крещении ей было дано имя Елена, в честь царицы Елены – матери императора Константина Великого. Существует также красивое дополнение обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила Багрянородного. Тот, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, указав на несовместимость христианского и языческого верований. Поэтому император задумал ее крестить. Когда Константин VII уже после крещения снова предпринял попытку предложения руки и сердца, она заметила, что и теперь имеется препятствие, ибо княгиня стала крестной дочерью царя. Тогда тот богато одарил ее и отпустил домой. Одним из аргументов против аутентичности (подлинности) подобной истории считается заимствование библейских образов – царя Соломона и царицы Савской.

Другие истоки утверждают, что визит Ольги к Константину VII Багрянородному был совершен для укрепления Киевской Руси, и предполагал возникновение договоренности по следующим направлениям:
  • заключение династического брака Святослава с византийской царевной;
  • обсуждение условий восстановления существовавшей при Аскольде (IX век) митрополии в Киеве [2].
При этом в составе свиты княгини был священник Григорий (по всей вероятности, в качестве духовного пастыря).

В пользу более раннего, чем 955 г. принятия Ольгой христианства находятся следующие аргументы.
Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Наукова думка, 1989, - 296 с.
Трофимов А. Святые жены Руси. – М.: Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково, Энциклопедия российских деревень, 1993. – 240 с.
  • Возможной причиной решения о принятии христианства историки выдвигают желание уберечь своего несовершеннолетнего сына от угнетения или убийства недоброжелателями после смерти матери. Ведь согласно языческим нравам древних славян их жены (особенно жены дружинников) предавались смерти (совершали самоубийство) на гробе своих мужей, затем их останки хоронили в одной могиле с мужьями. Т.е. после поминальных и погребальных обрядов по князю Игорю, сопровождавшихся убийствами-жертвоприношениями воинов, которые должны были умереть, чтобы защищать своего господина в загробном мире, соотечественники ожидали и гибели Ольги [3]. Поэтому спасением для нее могло стать принятие иного верования. Но в этом случае, соответственно, смещается дата крещения. Находятся подтверждения в Хронике анонимного продолжателя Регинона Прюмского о принятии Ольгой христианства в правление византийского императора Романа. Кроме того, в ином источнике – Памяти и похвале Владимиру – упоминается о том, что Ольга, приняв христианство после смерти мужа, начала насаждать его на восточнославянских землях во время своего знаменитого похода на север, и подвергла уничтожению несколько языческих святилищ.
  • Не следует упускать из виду, что, связи с Византией хотя и могли иметь стратегическое значение для Руси, но при этом возникал риск порабощения славян. Такой точки зрения придерживался советский и российский историк Б.А. Рыбаков, который подчеркивал, что любой народ, принявший христианство из рук греков, считался вассалом греческого императора, и соответственно становился политически зависимым [4].
Козлов М.Н. Великая княгиня Ольга: от верховной жрицы до просветительницы Руси // Вестник славянских культур. 2017. Т.43. № 1. С. 81-95.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, 2003. – 448 с.
Константин VII Багрянородный
Как известно, вышеназванные цели, поставленные Ольгой во время визита в Царьград (Константинополь) к императору Константину VII Багрянородному, не были достигнуты. Поэтому было политически нежелательным привлечение миссионеров с Востока для христианской проповеди на Руси, и возможно, в этой связи взоры Ольги были обращены на Запад, в Германию. В 959 г. княгиня просила Оттона I прислать на Русь епископа и священников. В ответ на эту просьбу был выслан епископ Адальберт. Но его миссия оказалась неудачной. Христианство в ту пору было единым, без разделения на католическую и православную ветви, но между христианскими центрами в Риме и Византии существовало выраженное противостояние. Однако не это противостояние сказалось на неудачной миссионерской деятельности Адальберта, ибо язычникам тонкости религиозных отношений внутри христианской религии вряд ли были известны. По мнению А.В. Назаренко причиной краха Адальберта были антинемецкие настроения моравских эмигрантов [5].
Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях – М.: Языки русской культуры, 2001. – 784 с.
Еще одной версией обстоятельств крещения русской княгини является моравская (Моравия – древнее славянское государство на Среднем Дунае). Моравские хроники использовал историк Х. Фризе в XVIII, который упоминает об Олеге или Александре – дальнем родственнике короля Моравского, который отправился на Русь к Ольге после смерти Игоря, помогая ей удержаться на престоле и усмирить врагов, одновременно преследуя цель овладеть частью территории, принадлежавшей ранее Великой Моравии. Христианизация как самой Ольги, так и в последствии ее народа было бы одним из наиважнейших условий политических изменений.

Кроме того, существуют версии – болгарская (развивающейся в виду наличия дружественных отношений между Киевской Русью и Болгарией уже в первой половине X века, активных культурных связей и союзных договоров в периоды правлений Вещего Олега и Игоря), варяжская и хазарская, которые указывают на возможное крещение у местных христиан (по преданию Ольга была варяжского происхождения), численность которых возрастала среди этих языческих племен [6].

Княгиня Ольга начала почитаться как святая, возможно уже в X в. в княжение своего внука Ярополка Святославовича (972-978) или позднее, в XI в., когда появились письменные свидетельства монаха Иакова о нетленности княжеского тела во гробе.
Грязнова О.А. Современная отечественная историография о проблеме крещения княгини Ольги: традиция и новаторство // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2014. № 3. С. 8-14.
В 1547 году, при Иване Грозном Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Так в восточно-христианских церквях именуются ревнители веры, которые утверждали ее подобно апостолам. Приравнивания к апостолам удостоились еще пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена Константинопольская, просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется 11 июля по юлианскому календарю и 24 июля – по григорианскому.
Св. Ольга почитается как покровительница земли Русской, защитница вдов и новообращенных христиан.

Как бы ни были противоречивы сведения об обстоятельствах принятия княгиней Ольгой христианства, бесспорным является то, что данное событие стало важной исторической вехой, положило начало новому, переломному моменту для развития Руси, ее ментальности, нравственности и религиозности. Святая Ольга – первая правительница-христианка, прародительница Владимира, при котором в 988 г. произошло крещение Руси.